Оценка пропускной способности и безопасности движения в неблагоприятные периоды года

На сухом шероховатом покрытии взаимное влияние автомобилей начинает ощущаться при интервалах менее 10 с, когда интенсивность более 360 авт/ч, на мокром шероховатом покрытии при интервалах менее 11 с, а на снежном накате взаимное влияние заметно при интервалах меньше 15 с, т. е. интенсивность более 240 авт/ч, а при гололеде уже при интервалах менее 20 с, т. е. интенсивность более 180 авт/ч. Соответственно изменяются скорость, пропускная способность и уровень ее снижения при различных состояниях проезжей части. Аналогичные результаты получены при наблюдениях за движением транспортных потоков на дорогах ФРГ во время тумана и снегопада. Как видно из приведенных данных, интенсивность движения при одинаковой плотности во время снегопада на 30-40% меньше, чем в сухую ясную погоду, что вполне согласуется с нашими наблюдениями. Полученные результаты дают основание ставить вопрос о пересмотре методов оценки пропускной способности, в которых она принимается независимо от погодно-климатических факторов. Запроектированные по этим нормам дороги не рассчитаны на пропуск интенсивных транспортных потоков в неблагоприятных условиях погоды. Этим в значительной мере объясняются случаи образования заторов на дорогах в осенний и зимний периоды, во время выпадения дождя, тумана, снежных отложений и т. д. Неблагоприятные с точки зрения пропускной способности условия движения длятся от 4 до 9 мес в году.

При этом максимальная интенсивность движения на большинстве автомобильных дорог (кроме дорог к местам летнего отдыха и некоторых других) наблюдается, как правило, в начале осеннего периода, когда пропускная способность дорог под влиянием погодно-климатических факторов существенно ниже, чем в летний период. Пропускную способность надо определять для наиболее трудного по условиям движения периода года и состояния дороги, принятого за расчетный в данной климатической зоне.