Базы изготовления сборных и железобетонных конструкций

Поэтому для их изготовления строятся многоцеховые производственные предприятия (заводы, базы, полигоны), на которых применяют разнообразное оборудование. В то же время объем транспортных работ по вывозке конструкций к местам сборки сравнительно невелик. Поэтому целесообразно строить централизованные заводы и базы, обслуживающие участки строящейся дороги протяжением 200 км и более. В практике строительства до настоящего времени имеются и более мелкие базы (полигоны), обеспечивающие 50-100 км трассы с годовой производительностью 2-3 тыс. мг изделий. Площадки для заводов и баз располагаются около водоисточников, источников получения минеральных материалов и станций поступления цемента.

Выбранные площадки, их рельеф и уровень грунтовых вод должны соответствовать общим требованиям постройки производственных предприятий. Карьеры камня, гравия и песка нельзя «размещать» по трассе. В данном случае решают вопрос рациональности разработки имеющихся месторождений. Технологический процесс заготовки песка и гравия несложен. Работы сводятся здесь к снятию вскрышных пород и к собственно разработке, производимой обычно экскаватором с одновременной погрузкой породы в средства транспорта или передвижной бункер. На гравийных карьерах ведутся, кроме того, обогатительные работы. Гораздо труднее добывать в карьерах камень и перерабатывать его на щебень. Добыча и переработка камня рентабельны только при организации централизованных механизированных карьерных хозяйств.

Поэтому для доставки, щебня с таких карьеров на строительство дорог нередко используют железнодорожный транспорт. Притрассовые каменные карьеры разрабатываются машинно-карьерными отрядами, которые переходят с одного месторождения на другое по мере продвижения потока.